Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо только вовремя дать ему проявиться и предоставить возможность для развития. Постановлением правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 (далее — Постановление, ссылка) утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (далее — Правила). Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Как и кем выявляются одаренные дети
Согласно Правилам выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее — мероприятия).
Выявлением одарённых детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации.
На основании перечней соответствующих мероприятий, представленных заинтересованными федеральными государственными органами, Минобрнауки России формирует Перечень мероприятий на очередной учебный год и публикует его на своём официальном сайте.
Ежегодно до 20 июля по итогам проведения мероприятий, включенных в Перечень, их организаторы направляют информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами указанных мероприятий (далее – одаренные дети), оператору – организации, определенной в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также руководителям организаций, в которых обучаются эти дети, для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения.
Формы поддержки и сопровождения одарённых детей
Правилами определено, что организаторами мероприятий при участии образовательных организаций, в которых учатся одаренные дети, осуществляется их поддержка и сопровождение развития, включающие:
- обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
- профессиональную ориентацию одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
- содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
- иные формы, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Справочно. Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста (Википедия). Их способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.
Существуют две крайние точки зрения:
- все дети являются одаренными;
- одаренные дети встречаются крайне редко.
Среди современных концепций одаренности самой популярной считается теория американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли, который считает, что одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних,
- креативность,
- включенность в задачу.
P.S. Следует учитывать и тот факт, что одаренность не ограничивается рамками олимпиад. Есть гениальные дети, которые не участвуют в них или не становятся первыми по каким-то формальным причинам. Поэтому школам не следует оставлять без сопровождения и таких детей.
Как считают специалисты, оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.
Главное, что должны преследовать родители в воспитании одаренного ребенка, – это не загубить талант, при этом, не забывая о том, что они воспитывают в первую очередь ребенка, а уж потом гения. Такой ребенок, как и все дети, также нуждается в полноценном детстве. От того, какое будет у него детство, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь.
Программа работы с одаренными детьми в МБОУ Новинской ООШ:http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/dokumenty/programma_raboty_s_odarennymi_detmi_v_mbou_novinskoj_oosh/3-1-0-618
Работа с одарёнными детьми:http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/dokumenty/rabota_s_odarjonnymi_detmi/3-1-0-619
Мониторинг достижений обучающихся МБОУ Новинской ООШ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня в 2019-2020 учебном году:http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/dokumenty/monitoring_dostizhenij_obuchajushhikhsja_mbou_novinskoj_oosh_v_konkursakh_sorevnovanijakh_olimpiadakh_razlichnogo_urovnja_v_2019_2020_uchebnom_godu/3-1-0-616
Мониторинг достижений обучающихся МБОУ Новинской ООШ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня в 2018-2019 учебном году:http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/dokumenty/monitoring_dostizhenij_obuchajushhikhsja_mbou_novinskoj_oosh_v_konkursakh_sorevnovanijakh_olimpiadakh_razlichnogo_urovnja_v_2018_2019_uchebnom_godu/3-1-0-617