Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Исходя из определения, медиация - это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Служба школьной медиации - это служба, созданная в МБОУ Новинской ООШ и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы:
Первый принцип – нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.
Второй принцип медиации – добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.
Третий принцип медиации – конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Стороны также гарантируют нераспространение полученной информации в ходе разрешения конфликта.
Четвертый принцип медиации – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательной организации и организовать медиацию между:
1. Учениками.
2. Учениками и родителями.
3. Родителями.
Служба школьной медиации это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Миссия службы школьной медиации:
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
ЦЕЛЬ:
обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ЗАДАЧИ:
1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
2. Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
3. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Школьная служба медиации
В МБОУ Новинская ООШ служба медиации была основана 26.02.2014 года. Целью создания службы являются: сокращение общего количества конфликтных ситуаций, повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, повышение квалификации работников образовательной организации в части защиты прав и интересов детей.
Руководитель службы примирения – социальный педагог Торгунакова Е. А. В состав службы также входят: зам. по УВР Сердюченко Е.А., педагог – психолог Калинченко О.С., классные руководители 1-9 классов.
Порядок работы службы медиации состоит из следующих этапов:
- Подготовительный.
- Встреча со стороной (создание основы для диалога).
- Встреча сторон (организация диалога между сторонами).
- Аналитическая беседа.
Для реализации примирительных процедур использовались следующие формы работы:
-
Сбор информации и анализ документов по конфликтной ситуации, преодоление враждебности между сторонами конфликтной ситуации.
-
Консультирование законных представителей несовершеннолетних, реабилитация участников конфликта.
-
Проведение программ примирения.
За время работы службы проводились процедуры примирения по категории случая "семейные конфликты", "конфликтные ситуации в образовательной организации".
Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
Положение о школьной службе медиации (примирения) в МБОУ Новинской ООШ
http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/0-0-0-587-20
Анализ работы ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)
http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/0-0-0-539-20
Школьная служба примирения (презентация)
http://nowinskaj-scola.ucoz.ru/load/dokumenty/shkolnye_sluzhby_primirenija/3-1-0-377
Полезные ссылки
Зачем нужны службы школьной медиации?